Современное международно-правовое регулирование обращения с ГМО

О.А. Разбаш, администратор программы РРЭЦ по экологическому праву и просвещению населения.


Позиция мирового сообщества 21-й век


Борьба с загрязненями ОС ( генетическое загрязнение)


Борьба с инвазиями


Борьба с терроризмом ( в т.ч. эко/биотерроризмом и продовольственным терроризмом)


Соблюдение международных обязательств — улучшение имиджа России


Практически во всех природоохранных международных соглашениях имеются положения о принципе предосторожности (Принцип 15 Декларации РИО),об информировании общественности, о праве на доступ к информации, о вовлечении общественности, населения в решение проблем ОС/УР.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ «Всемирная хартия природы» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1982 г.) “Повестка дня на 21 век” / Принцип 15 Декаларации РИО (1992 г., Всемирная Конференция ООН по окружающей среде и развитию) Амманская и Бангкокская резолюции Кодекс Алиментариус (ООН) КАРТАХЕНСКИЙ ПРОТОКОЛ к Конвенции о биоразнообразии (ООН) Директивы ЕС Орхусская Конвенция ЕЭК ООН /2-е – поправки в ст.6 (Совещание Сторон Конвенции, Алма-Ата, май 2005)


«Всемирная хартия природы» Человечество является частью природы и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем, Долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем, … от разнообразия органических форм… Человек должен приобретать знания — сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений, Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности Принцип предосторожности (15-й Принцип Декларации Рио) «В тех случаях, когда существует угроза серъезного или непоправимого ущерба, отсутствие полной научной определенности не должно быть причиной откладывания рентабельных мер, направленных на предотвращение экологической опасности.» Т.о. бремя доказывания БЕЗОПАСНОСТИ – на инициаторе!


Международное сообщество признало ГМО инвазиями Эксперты ООН подсчитали: вторая главная причина потери биоразнообразия — это вторжение чужеродных видов/инвазий, для которых на “новой родине” нет хищников. Всемирный Конгресс по охране ОС: (1) Амманская резолюция 2000 г. (WCC-2.31) – ГМО признаны инвазиями; (2) Бангкокская резолюция 2004 г. – призвала объявить мораторий на дальнейшее коммерческое использование ГМО (CGR3.RES011) ВОЗ, Интерпол и продовольственный биотерроризм ВОЗ и Интерпол предупредили, что умышленное отравление продуктов питания (в т.ч. и с помощью ГМО) с целью совершения актов террора — это реальная угроза современности.


ООН — Кодекс Алиментариус июль 2003 г. Одобрил три документа по стандартам по ГМП ( генетически модифицированным продуктам): Установил жесткие правила регулирования обращения с ГМП Установил стандарты, с помощью которых будет определяться степень риска при употреблении в пищу продуктов, полученных с помощью биотехнологий. Новые стандарты прописывают процедуры, определяющие содержание в генетически модифицированных продуктах токсинов или аллергенов, При производстве данного вида продуктов должен учитываться фактор риска.


Картахенский Протокол Вступил в силу 11 сентября 2003 г. Более 200 стран участвуют. Госсовет КНР ратифицировал протокол 27 апреля 2005 г.!!! Реальный юридически обязательный инструмент международного контроля за перемещением ГМО — организмов. Статья 19(4) Протокола закрепляет общее обязательство Сторон КБР предоставлять информацию о любом ЖИО, передаваемом другой Стороне. Это обязательство действует в рамках КБР независимо от Протокола — тем самым оно носит обязательный характер для государств, являющихся Сторонами КБР, даже если они не являются Сторонами Протокола Дает определение генетически модифицированных организмов, определят обязанности государств-участников протокола в отношении ГМО. Этим документом предусматривается создание глобальной базы данных по ГМО и формирование новых информационных центров Налагает на Стороны КБР обязательство регулировать риски, связанные с ЖИО, как произведенными внутри страны, так и импортированными из-за ее пределов, на национальном уровне. Ссылка на «риски для здоровья человека»


МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ — ЕС С 2004 г. Европейский Союз уже непосредственно у границ и РФ, и других стран ВЕКЦА !! Неизбежно влияние европейского законодательства и практики его применения, европейских стандартов, что весьма чувствительно для производителей стран ВЕКЦА 


Орхусская Конвенция (ЕЭК ООН) : Руководство по ГМО и АЛМА-АТИНСКОЕ РЕШЕНИЕ II/1, май 2005 Принято на втором Совещании Сторон, состоявшемся в Алмате, Казахстан, 25-27 мая 2005 года Признало важность дальнейшего расширения применения Конвенции в отношении общественного участия при разрешении преднамеренного высвобождения ГИО, т.е ОВОС необходим!


Орхусская конвенция ЕЭК ООН – новая ст. 6 В любом случае Стороны не рассматривают следующую информацию в качестве конфиденциальной А) общее описание соответствующего ГМО или генетически измененных организмов, Б) название и адрес подателя просьбы о разрешении на преднамеренное высвобождение, предполагаемое использование В) в случае необходимости — место высвобождения; Г) методы и планы мониторинга соответствующего генетически измененного организма или генетически измененных организмов; Д) мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций; Е) оценка риска для окружающей среды.


Влияние Орхусской и Эспоо Конвенций http://www.unece.org/env/pp http://www.unece.org/eia — все страны пост-советского пространства ( кроме Узбекистана и России) — все страны Центральной и Восточной Европы, все члены еропейского Союза и само Европейское Сообщество в лице Еврокомиссии подписали и ратифицировали Орхусскую конвенцию — растущий интерес стран Азии, Африки и Латинской Америки — усиливающееся намерение ООН придать ОК глобальный характер


Влияние принципов и положений КП и ОК на политику межправительственных региональных финансовых организаций ВБ/ МФК, ЕБРР, МВФ и проч.: Новые или обновленные экологические политики, политики открытости информации, процедуры принудительного переселения, процедуры обжалования Для этих организаций крайне важен учет инвестиционных рисков ( в т.ч. т.н. «имиджевых») Роль региональных НПО в распространении информации, в обучении процедурам


Директивы ЕС, принятые в связи с ратификацией ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ Директива о доступе к информации Директива о доступе к процедурам принятия решений Директива2001/18/ЕС по преднамеренному выпуску ГМО в ОС Директива о доступе к правосудию Директива 1999/45/EC Европейского Парламента и Совета Министров oт 31 мая 1999 г. Директивы1829/2003/EC and 1830/2003/EC – Маркировка и обнаруживаемость ГМО Регулирование продуктов питания и кормов (Food and Feed Regulation) — EC Directive 2002/53, 19 мая 2004 г.


1829/2003/EC and 1830/2003/EC — Labelling and Traceability of Genetically Modified Organisms Ингридиенты в продуктах питания и кормах, добавки и запахи должны быть промаркированы, если они: Являются ГМО (например, семена или зерна кукурузы, сои, рапса, свеклы, томатов), Содержат ГМО (например, молочные продукты, содержащие ГМ микроорганизмы) Напрямую получены из ГМО (например, томатный кетчуп, соевое масло, кукурузный крахмал, соевый лецитин, сахар, витамин С, токоферол, пирожки, испеченные на соевом масле и пр. …)  


ERA = environmental risk assessment/ оценка экологических рисков. Процедура поэтапной оценки экологических рисков в течении жизненного цикла специфического ГМ-растения (GMP). Две раздельные стадии: до выпуска на рынок и после выпуска на рынок. Обе эти фазы разделены процедурой одобрения для коммерческого выращивания, которая является ключевой во всем процессе


Решение Еврокомиссии (COMMISSION DECISION), 23 February 2004: Введение регистров по ГМО по единому стандарту: — методы идентификации, отслеживания; — мониторинг ОС; — мониторинг взаимодействия ГМО с ОС; — влияние на здоровье людей; — маркировка и постпродажный мониторинг; — меры в случае ЧС


Экономические факторы как аргументы для усиления биобезопасности — большая инвестиционная привлекательность региона ВЕКЦА для иностранных инвесторов — инструмент для улучшения управления и процесса принятия эффективных и адекватных эколого-значимых решений – особенно в условиях ВТО — улучшение правоприменительной практики — улучшение международного информационного обмена = улучшение инвестиционного климата — расширение специфического рынка рабочих мест для национальных специалистов


ВТО — сельское хозяйство и Россия Гражданский Форум ВТО 25-26 октября 2006 г., Женева Озабоченность в связи с приостановлением переговоров в Доха Соотношение правил ВТО и национальных природоохранных законодательств


Позиция России Экологическая Доктрина РФ ст. 4.4. Всероссийская Конференция по экологической безопасности, Москва, 2002 Указ Президента РФ – утв. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности до 2010 г.


Российское законодательство Федеральные законы 17 ноября 2004 г. ГД ФС РФ приняла поправки к ФЗ « О защите прав потребителей»


МАРКИРОВКА ГМ-ПРОДУКТОВ СТАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ !!! Подзаконные акты Резолюция Московского семинара КВСО НАТО/ МПР России 28 – 29 октября 2004 г. «Проблемы продовольственной безопасности в России и странах региона ВЕКЦА» : п.2 «Отметить безотлагательность последующего изучения вопросов, связанных с производством и использованием генетически измененных продуктов питания и кормов, подчеркивая при этом сложность вопроса и необходимость разработки единых европейских стандартов.» ПРОБЕЛЫ: Без какого-либо государственного контроля осталась : 1) деятельность по созданию измененных организмов в закрытых системах ( лабараториях, вивариях) 2) оборот (смена владельца) генно-модифицированных объектов в закрытых системах (то есть в любых физических структурах: установках, сооружениях, пробирках) ограничивающих (исключающих) контакт с внешней (окружающей) средой Отсутствует детальная процедура уведомления/доступа общественности к информации о ГМО (обращение,использование и проч. Виды деятельнсоти) Отсутствует детальная процедура вовлечения общественности в процесс принятия решений по ГМО


ВЫВОДЫ: 1) В свете международных обязательств Российской Федерации (в 1995 году Россия ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии) 2) для формирования гибкой и эффективной системы регулирования обращения продукции, полученной из генетически модифицированных источников, для достижения большей конкурентноспособности необходимы активные действия по сближению российского законодательства с международными правилами и стандартами ГЛАВНОЕ(!): Чтобы Россию при вступлении в ВТО не захлестнула неконтролируемая волна ГМ-продуктов (безотлагательное присоединение РФ к Картахенскому Протоколу и Орхусской Конвенции)

 

Created by FORM'A © Общенациональная Ассоциация Генетической Безопасности