До последнего надеялась, что этого не произойдёт. Что саморегуляция экосистем позволит им восстанавливаться после кризисов, если те не стали фатальными. Но иногда это не помогает. Человек может помочь, вот только не слишком ли сильное у него оружие?
Исследование международной группы учёных заставляет задуматься о будущем экосистем на нашей планете. Дело в том, что в процессе сокращения числа особей популяция стремительно теряет генетическое разнообразие. И даже когда после принятых человеком мер популяция восстанавливается, разнообразие само по себе не возвращается – для этого нужно намного больше времени.
В результате близкородственных связей восстановившийся было вид стремительно деградирует. Хорошо, когда можно подселить представителей того же вида из других регионов, но что делать с эндемиками, больше нигде не распространившимися?
Кажется, здесь поможет только геномная инженерия.
Авторы исследования утверждают, что технологии редактирования генов, которые уже используются в сельском хозяйстве, могут быть применены для восстановления утраченного генетического разнообразия у исчезающих видов. Это возможно благодаря использованию ДНК из исторических образцов (музейных коллекций), биобанков и даже от близкородственных видов.
Генная инженерия позволяет вернуть генетическую изменчивость, например, восстановить варианты ДНК в генах иммунной системы или заимствовать гены устойчивости к изменению климата у родственных видов.
Исследование выделяет три основных направления применения редактирования генов в сфере сохранения природы:
1️⃣Восстановление утраченных вариаций: возвращение генетического разнообразия в популяции при помощи ДНК из старых образцов.
2️⃣Облегчённая адаптация: внедрение генов от более приспособленных видов с целью придать исчезающим устойчивость к новым угрозам, таким как жара или патогены.
3️⃣Сокращение вредных мутаций: замена случайных вредных мутаций на здоровые варианты, существовавшие до уменьшения популяции, может улучшить фертильность и общее здоровье.
Радует, что выявив данные методы, учёные сразу же перешли к перечислению рисков, связанных с этими прорывными технологиями. Редактирование генома – это экспериментальный подход, который может привести к непреднамеренным генетическим модификациям или даже к дальнейшему сокращению генетического разнообразия. Крайне важно проводить поэтапные, маломасштабные испытания и осуществлять тщательный долгосрочный мониторинг эволюционных и экологических последствий.
Генетические вмешательства должны не заменять, а лишь дополнять традиционные природоохранные меры, подчёркивают авторы. Это последнее средство, когда больше ничего помочь уже не может:
“Редактирование генома не заменит защиту видов и никогда не станет волшебным средством – его роль должна быть тщательно оценена (наряду с уже существующими стратегиями охраны природы) в рамках более широкого, комплексного подхода, где защита видов является руководящим принципом”.
Уклоняться от прогресса и прорывных технологий бессмысленно. Поэтому – да, возможно, иногда такое вмешательство будет полезным и благотворным. Бог дал нам разум ещё и для того, чтобы мы заботились о братьях наших меньших, и, если генетическое редактирование может спасти вид, – нужно к нему прибегнуть. Со всем возможным профессионализмом и максимальной осторожностью. Собственно, это главный принцип, на который вот уже более 20 лет опирается наша ОАГБ (Общенациональная Ассоциация генетической безопасности).
#исследование
