В ДНК выделили 74 ранее неизвестных участка, связанных с ожирением

Британские молекулярные биологи обнаружили в ДНК человека 74 ранее неизвестных участка, уровень активности которых напрямую влияет на обмен веществ и вероятность ожирения. Результаты исследования опубликовал научный журнал Metabolites.

"Многие из этих участков ДНК и связанные с ними метаболиты напрямую влияют на индекс массы тела. Их последующее изучение поможет нам понять, как развивается ожирение у некоторых индивидов, а в перспективе это позволит создать новые терапии для поддержания нормального веса с учетом генетических особенностей пациентов", – рассказала Кристина Менни, научный сотрудник Королевского колледжа Лондона и один из авторов исследования.

В последние четыре десятилетия число людей с лишним весом и ожирением стремительно растет по всему миру. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, число людей с ожирением по сравнению с 1975 годом утроилось, а число мужчин и женщин с лишним весом в конце прошлого десятилетия достигло отметки примерно в 2 млрд. человек.

Вероятность развития ожирения, как показывают последние наблюдения и опыты ученых, зависит не только от диеты человека и его уровня физической активности, но и особенностей в работе генов и гормонов, регулирующих метаболизм. В частности, сейчас врачи активно используют для борьбы с ожирением и вывода излишков глюкозы из организма лираглутид – аналог человеческого гормона GLP-1.

Менни и ее коллеги открыли большое число кандидатов на роль подобных средств или "мишеней" для лекарств от ожирения в ходе анализа геномов свыше 8,8 тыс. британских добровольцев, участвовавших в подготовке базы данных BioResource. Она содержит виртуальные копии генома всех участников исследования и информацию о том, какие гормоны, другие сигнальные молекулы и питательные вещества, участвующие в метаболизме, присутствуют в их организме.

Ученые воспользовались этими сведениями для всестороннего изучения того, как особенности в структуре ДНК добровольцев влияли на концентрации около семи сотен метаболитов в их крови. Результаты этих расчетов Менни и ее коллеги перепроверили, используя еще одну базу данных, в подготовке которой участвовало свыше 1,7 тыс. жителей других стран Европы.

В общей сложности, биологам удалось выделить около двух сотен участков ДНК, которые влияли на концентрации примерно 500 сигнальных молекул, питательных веществ и гормонов, задействованных в обмене веществ. Около 120 из них уже были изучены учеными в прошлом, тогда как сразу 74 области генома ранее не связывались с нарушениями метаболизма и ожирением.

Последующий анализ структуры и свойств этих участков ДНК, как надеются ученые, поможет им обнаружить ранее неизвестные мутации, влияющие на склонность их носителей к набору лишнего веса, а также открыть новые механизмы, управляющие круговоротом питательных веществ в организме человека.

ТАСС

Россельхознадзор нашел ГМО в кормах из Швеции и Норвегии

Россельхознадзор сообщил, что продолжает выявлять незарегистрированные в России генно-модифицированные компоненты в импортных кормах для животных и рыбы, а также фиксировать в кормах несоответствие заявленному составу.

Зачем ученые выбрасывают пластиковые бутылки в реки

122 самые грязные реки с разных континентов приносят 90% пластика в мировой океан. Чтобы изучить этот процесс, ученые создали отслеживающие устройства и выяснили, как ведет себя мусор, попавший в реку.

Данкверт: Поставки импортных кормов в РФ запрещены из-за несоответствия составу

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт обещает узнать, что такого подсыпают в корма для домашних животных, что они отказываются есть "человеческий корм".

Накопление пластика в Средиземноморье связали с его размером и миграцией из других районов

Группа греческих и итальянских ученых смоделировала накопление микропластика и более крупного пластикового мусора в морских охраняемых районах Средиземноморья. Они обнаружили, что больше всего от загрязнения пострадали прибрежные зоны.

Ученые предложили использовать стрекоз как естественный пестицид

Биологи считают, что стрекозы могут служить естественным пестицидом в сельском хозяйстве. Они способны уничтожать вредителей и при этом не причинять вреда сельхозкультурам.

Агентство по экологическим расследованиям: проблема пластика эквивалентна климат-кризису

Агентство по экологическим расследованиям (EIA) подготовило новый отчет, посвященный пластиковому загрязнению, которое эксперты назвали «глобальной чрезвычайной ситуацией». По мнению представителей организации, эта проблема требует широкого участия ООН.

Хочу сотрудничать